Veronica’s Blog

iulie 3, 2013

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: НАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Filed under: Fără categorie — Veronica @ 12:54 pm
Tags: , , ,

Налоговые процедуры являются основой деятельности налоговых служб, так как в исполнении положений налоговой политики, налоговые органы руководствуются общими и внутренними положениями, утвержденными как налоговыми органами, так и вышестоящими органами. Нередко описание налоговых процедур приводится в обобщенном виде, либо отсутствует вовсе. Данный факт приводит к различию в подходах в администрировании налоговых процедур в зависимости от степени понимания и честности лиц, на которых была возложена ответственность за реализацию данной процедуры. Нередко даже самые простые процедуры (к примеру, выписка справки об отсутствии обязательств), могут быть совершены инспекторами из разных территориальных служб (и даже инспекторами одной службы) по разному, что ставит под вопрос слаженность и единообразие подходов в налоговом администрировании. Кроме этого, физические и юридические лица вынуждены зависеть от правильного восприятия, а порой и настроения налогового инспектора что, по сути, не является профессиональным и стабильным подходом.

Для разрешения вышеуказанных проблем и в целях достижения основной цели налоговой службы – увеличения поступлений в бюджет путём повышения уровня добровольного исполнения налоговых обязательств – стоит обратить особое внимание на администрирование процедур, в частности, на обобщение, описание, мониторинг и контроль налоговых процедур.

Нередко возникает ситуация, в которой, к примеру, для регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (НДС), в одной территориальном подразделении налоговой инспекции запрашивается представление около 9 разных документов, а в таких же целях другое подразделение запрашивает представление 20 документов, в том числе и девяти из первого случая. Другим показательным примером являются использованные при контроле процедуры, которые различаются не только между различными подразделениями, но, в некоторых случаях, между различными инспекторами.  Это способствует деятельности как нечистых на руку налоговых инспекторов, так и налогоплательщиков,  уклоняющихся от уплаты налогов.

Изучив опыт европейских стран, можно прийти к выводу о присутствии общего знаменателя – применяется обобщение и описание налоговых процедур, хотя подходы к этому различны. В некоторых странах таких, как, к примеру, Молдова и Украина общие процедуры расписаны в Налоговом кодексе и во вспомогательных нормативных актах.  С другой стороны, в некоторых странах применяется альтернативный подход – к примеру, во Франции, Румынии, Болгарии описание процедур содержится в специальных процессуальных налоговых кодексах. Третий подход предусматривает разработку очень детального процессуального руководства, содержащего тщательное описание процессов, начиная с момента подачи заявления и заканчивая инструкциями по контролю исполнения данной процедуры (Голландия, Дания). Данные руководства не доступны рядовым пользователям и разрабатываются исключительно для внутреннего использования.

Недостаток первых двух подходов состоит в том, что процедуры описываются недостаточно детально, предоставляя инспектору право действовать по своему усмотрению. Недостаток третьего подхода состоит в недостаточной прозрачности процедур – что так же предоставляет инспектору право действовать по своему усмотрению. 

Начиная с 2011 года, в Республике Молдова были сделаны первые шаги по унификации налоговых процедур, которые на данном этапе, затронули лишь администрирование НДС. Приказом Главной государственной налоговой инспекции обобщенные процедуры стали обязательны для применения, в качестве пробной программы,  сначала в муниципии Кишинэу, где сконцентрировано свыше 60% всех налогоплательщиков, а впоследствии – и на территории всей страны. Хотя принятие данного приказа и стало очень важным шагом для упрощения налогового администрирования, его текст имеет общий характер, без детального перечисления всех этапов и сроков исполнения.

По мнению авторов, верный (как для государства, так и для налогоплательщиков) подход состоит в составлении детального описания всех налоговых процедур, включая и внутренние инструменты контроля исполнения данных процедур, которые будут предназначены исключительно для внутреннего использования. В то же время, очень важно довести до сведения налогоплательщиков эти процедуры, за исключением тех частей, которые предназначаются только для работников налоговой службы. В качестве примера могут служить процедуры, связанные с перекрестными проверками правильности представленной налогоплательщиками информации с  использованием специального программного обеспечения. Другим подобным примером являются действия, которые должны быть совершены налоговым органом, к примеру, с момента принятия заявления о возмещении подоходного налога и вплоть до момента непосредственного возмещения вышеуказанного налога.

Для удобства, проиллюстрируем необходимость разработки процессуального налогового руководства  примером.

К примеру, рассмотрим процесс возврата НДС налогоплательщику. Первоначально, исходя из имеющегося законодательства, разрабатывается поэтапное описание каждого процесса. Допустим, общий процесс начинается с представления заявления о возврате НДС. Необходимо описать, кто уполномочен приёмом данного заявления (1) и процесс обращения к руководству, в случае некорректного поведения ответственного лица (2), либо отсутствия данного лица по причине болезни (3), либо отказа от обслуживания налогоплательщика по причине конфликта интересов (4). Кроме этого, описываются действия налогового инспектора по приему данного заявления: получает заявление и ставит подпись подтверждающую приём (5), проверяет присутствие всех подтверждающих документов, исхода из ранее разработанных процедур перекрестных проверок (6), складывает заявление в стопку, которую в конце дня передаёт информационному отделу для ввода в общую базу по процедуре ввода (7) и.т.д.. Таким образом, простое, казалось бы, действие приема заявление нуждается в описании минимум шести процедур. Из этих процедур, в процессуальном налоговом руководстве налогоплательщика будут описаны только первые пять процесса, а последующие два предназначены исключительно для применения работниками налоговой службы.

Таким образом, общая модель внедрения процесса может быть отражена следующим образом (График 1):

График 1 Модель внедрения процесса

 Imagine

Модель разработки и внедрения процессуального налогового руководства (которое является единым описанием всех налоговых процессов) формируется следующим образом:

  1. Проявление профессиональной (а иногда и политической воли) для инициации процесса;
  2. Тщательное изучение имеющихся налоговых процессов, а при необходимости, и пересмотр данных процессов с целью усовершенствования налогового администрирования, основываясь на международном опыте и национальных особенностях;
  3.  Детальное описание каждого процесса;
  4. Выявление рисков, связанных с данными процессами, которые могли бы повлиять на последовательность и правильность исполнения налоговых процедур;
  5. Описание данных рисков и методов их выявления и искоренения.

 Риски могут быть связаны непосредственно с процессами, а могут быть связаны и с налоговыми инспекторами, отвечающими за правильное выполнение данных процессов.

В первом случае, при необходимости, процессы пересматриваются, а данные изменения доводятся до сведения инспекторов и налогоплательщиков.

Во втором случае, для начала, стоит определить причину ошибки – послужило ли причиной непонимание процесса сотрудниками налоговой инспекции, либо были предприняты попытки манипулирования данным процессом. В первом случае проблема решается проведением дополнительного инструктажа, пересмотром руководства с целью использования менее сложных логических конструкций и другими методами. Во втором случае следует инициировать расследование с принятием соответствующих мер.

Руководства, содержащие процессуальные налоговые нормы должны быть детальными, постоянно актуализируемыми, с тщательным описанием каждого шага процедур и описанием взаимного влияния процедур.

Детальное описание налоговых процедур способствует униформизации подхода к администрировании данных процедур, что, в свою очередь, облегчает процесс увеличения поступлений в бюджет путём повышения уровня добровольного исполнения налоговых обязательств.

 

  1. Cod de Procedură Fiscală al României. Доступен по адресу:

 http://www.antievaziune.ro/legi/cod_procedura_fiscala.pdf

  1. Livre des Procedures Fiscales du France. Доступен по адресу:

http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/common/publications/studies/ir_dir_fr_en.pdf

  1. Tax Procedure Act of the Republic of Bulgaria. Доступен по адресу:

                http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UNTC/UNPAN016433.pdf

  1. Налоговый кодекс Республики Молдова. Доступен по адресу:  http://www.fisc.md/ru/lege/fiscrm/
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Доступен по адресу:  http://base.garant.ru/10900200/
  3. Налоговый кодекс Украины. Доступен по адресу: http://pravoved.in.ua/section-kodeks/184-newnku.html

 

Lasă un comentariu »

Niciun comentariu până acum.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Lasă un comentariu

Creează gratuit un site web sau un blog la WordPress.com.